121 км городских улиц и около 2 миллионов участников на велосипедах каждое воскресенье, программа, скопированная более чем 500 городами мира — это колумбийская Ciclovía. В этом материале — история программы, интервью с её куратором в Департаменте отдыха и спорта Боготы и множество фотографий.
Первое знакомство с Цикловией в Боготе оказалось не самым приятным. За время, проведённое в столице Колумбии, мы успели поменять несколько вписок в разных частях города, но в первое воскресенье оказались ближе всего к участку Цикловии на проспекте Боайака. Эта широкая транспортная артерия насквозь проходит через колумбийскую столицу и обеспечивает транзит с севера на юг автомобилей, общественного и грузового транспорта. Боайака — это почти всегда пробка и высокая загазованность, но именно здесь, в центра проспекта, проходит отрезок Цикловии. Лишь позднее я узнал о тайном смысле столь странного выбора места для проведения спортивно-оздоровительного мероприятия.
С Боайаки мы свернули на 26-ую улицу, здесь впечатление довольно резко изменилось. Улица была настолько широкой и длинной, что казалась пустой — велосипедисты просто растворялись в её просторах.
Дальше был исторический центр города, откуда берёт своё начало 7-ой проспект. По нему проходит большинство манифестаций, забастовок и парадов, с него началась история Цикловии. Здесь велосипедисты смешивались с толпами туристов и пешеходов, на каждом квадратном метре что-то происходило.
Выжимка из истории
Хотя на официальном уровне Цикловия была признана лишь в 1976 году, история её началась раньше. Боготе того времени не хватало парков и мест для занятия спортом, город задыхался от возрастающего числа автомобилей. Это привело к появлению в 1974 году группы студентов, желавших пропагандировать использование велосипеда в городе и также добиться создания специальных маршрутов, по которым можно было бы ездить ежедневно. В одном из источников, рассказывающих историю Цикловии, указан даже день рождения:
«15 декабря 1974 года жители Боготы впервые вышли на улицы, чтобы присвоить себе пространства, отданные исключительно автомобилям»
В 1976 году были предприняты первые попытки организации Цикловии в Боготе. Всего было выделено 4 участка. Хоть открытие Цикловии и собрало большое количество участников, эксперимент был признан неудачным. Потребовалось ещё 6 лет, чтобы Цикловия стала постоянной. В то же время, студенты продолжали устраивать регулярные «студенческие велокараваны», проходившие через весь город. Первый собрал всего 80 участников, но в скором времени их число возросло до 5000 человек.
Уже в 1981 году был проведён первый национальный День велосипеда, а в 1982 году в Боготе создали организационный комитет Цикловии. Тогда она проводилась с 7:00 до 13:00, но уже на постоянной основе.
В 1984 году благодаря поставленной мэром задаче сделать Цикловию доступной для всех районов города, её протяжённость выросла до 54 км. Организацией, которая на тот момент заключалась лишь в расстановке дорожных указателей, занималось Министество дорожного движения, но перекрёстки всё равно оставались довольно опасными. По этой причине, уже при новой мэрии, с 1986 года Цикловия снова начала уменьшаться в размерах.
Фильм «Трансформация Боготы» рассказывает современную историю столицы Колумбии. После 1994 года усилиями двух мэров — Антанаса Мокуса и Энрике Пеньялосы — этот город смог от деградации и упадка перейти к развитию, значительно улучшив качество жизни людей.
В 1995 году, к приходу Антанаса Мокуса, у Цикловии осталось только 24 км. Однако с этого года Цикловии было суждено измениться, став сначала главным рекреационным проектом в Колумбии, а затем и примером для всего мира. В результате перестановок в мэрии, Цикловия была передана под управление Департамента отдыха и спорта (Instituto de recreacion y deporte, I.D.R.D). Началась разработка вариантов соединения различных частей города, чтобы появился смысл, отсутствовавший у раздробленных кусочков. Приоритет был отдан соединению парков, затем спортивных объектов, и после — культурных, туристических и исторических мест города. В том же году I.D.R.D. разработал единый стиль и образ Цикловии. Появились сопутствующие спортивно-развлекательные мероприятия RecreoVia.
В 1996 году, в процессе трансформации и восстановления городского пространства, Цикловия расширилась до 81 км. Было также предложено проводить её с 7:00 до 15:00 (в таком режиме она работала всего два раза). Однако это вызвало сильное возмущение автомобилистов, потому время проведения Цикловии сократили. С тех пор она неизменно проводится с 7:00 до 14:00.
Luisa
Orozco BarriosЦикловия — это пространство, которого мы добились все вместе, каждый житель Боготы, вне зависимости от социального статуса. Цикловия — это душа Боготы. Она продолжает расти, не только как пространство для социализации, объединяющее все классы общества, но и как пример того, что мобильность в городе может быть другой. Превращение улиц, которые всю неделю отданы автомобилям, в публичные пространства для людяй, не только поощряет, но и приглашает использовать чистые виды транспорта, такие как велосипед. Для нас, жителей Боготы, Цикловия — это символ, что-то, что находится в наших умах, сердцах и душах.
В штабе
Моя встреча с руководителем Цикловии Франциско Каньоном была назначена на раннее воскресное утро в его офисе в Департаменте отдыха и спорта. Так как я был на велосипеде, заезжать пришлось через задний двор. Там была заполненная велопарковка и горы совершенно новых дорожных знаков для легендарной Цикловии.
Меня встретила улыбчивая девушка в жёлто-красной форме. Она одна из 200 хранителей Цикловии, которых ежегодно отбирают в конкурсе среди студентов старших курсов. Удивительно, но, несмотря на то, что двор Департамента был огорожен забором, а на входе меня и всю мою технику охранник записал в специальный журнал, улыбчивая девушка рекомендовала оставить велосипед в их офисе.
Франциско Каньон тоже встретил меня улыбкой. Казалось, что там вообще трудятся только абсолютно счастливые люди, делающие любимое дело и забывшие, что работают рано утром в воскресенье. После небольшой презентации нашего проекта Let's bike it!, мы заговорили про Цикловию.
Вы закрываете каждое воскресенье 120 км улиц, как реагируют автомобилисты? В Москве если столько перекрыть, думаю, много шума будет.
Логично (смеётся). Здесь какое-то время это тоже казалось невозможным. Потому сначала устраивались просто велозаезды без перекрытия улиц. Сейчас же Цикловия — это больше событие, продолжающее значительно влиять на культуру города. И чем больше людей приезжает, тем сильнее она становится как программа. Это то, что помогло Цикловии вырасти. Мы её организуем, мы отвечаем за логистику и мы закрываем улицы, но на самом деле, всё держится на желании и участии жителей города.
Богота привыкла к Цикловии, сейчас почти все считают, что это лучший линейный парк в мире… или, как минимум, в стране. Парк, где любой желающий может гулять, отдыхать с семьёй, бесплатно заниматься спортом, принимать участие в праздновании каких-нибудь событий.
Сейчас даже представить невозможно, что какое-нибудь правительство скажет, что Цикловии больше не будет. Думаю, на улицы сразу же выйдет 1,8 миллионов жителей города, которые каждую неделю принимают участие в Цикловии. Невозможно закрыть лучшую программу, имеющуюся в Колумбии.
Миллион восемьсот тысяч жителей… это сколько процентов от населения города?
Население Боготы лет десять никто не считал, но это около 8 миллионов, чуть больше. То есть, примерно 30% жителей города принимают участие в Цикловии каждую неделю. Только в дождливую погоду меньше, полмиллиона-миллион.
И сколько людей нужно для организации такого масштабного события?
У нас 200 промоторес, 19 руководителей, которые координируют отдельные участки Цикловии, плюс 4-5 человек здесь в администрации. Но мы также работаем с людьми из RecreoVia (исп. дорога отдыха). Это 20 пунктов с различными физическими активностями, вроде аэробики. Мы работаем также с национальной полицией, которая помогает с регулированием трафика. Учащиеся старших классов колледжей помогают с инструктированием участников Цикловии: рассказывают о шлемах, просят не ездить очень быстро, регулируют движение на пересечениях с автомобильными дорогами и т.д. В общей сложности около 1000 человек, которые занимаются еженедельной организацией и развитием Цикловии.
«Цикловия — это единственная работа,
которую я мог бы выполнять даже бесплатно»
— Вильфран Лопес, хранитель Цикловии
Цикловия в Боготе пользуется колоссальным успехом у жителей, продолжаете ли вы делать что-то для её популяризации или это уже самостоятельная традиция?
Цикловия включает в себя более 60 сопутствующих бесплатных мероприятий. Это, конечно, не прямая реклама, но всё же привлекает людей. Помогают и различные программы популяризации велосипеда. Например, нынешняя мэрия запустила программу «На велосипеде по Боготе», стимулирующую ездить на работу или учёбу на велосипеде. Это оказывает колоссальную поддержку и Цикловии: чем больше людей ездит на велосипедах в рабочие дни, тем больше у нас участников в выходные. В последнее время велодвижение развивается усилиями общества, бизнеса и чиновников. Есть отрезки Цикловии, где уже не протолкнуться — очень много велосипедистов.
Планируете расширяться?
Мы, конечно, планируем (смеётся). Только это сложно. У нас постоянная борьба с теми, кто привык везде ездить на своём автомобиле. К тому же, есть отдельные отрезки, которые пересекаются с маршрутами грузовых автомобилей, приезжающих в город, или с маршрутами общественного транспорта между городскими округами, которым в выходные дни пользуется огромное количество жителей. Тем не менее, Цикловия проходит и по важнейшим транспортным артериям, таким как проспект Боайака или 26-ая улица, которая напрямую соединяет центр города с аэропортом… Это было довольно сложно, но у нас получилось.
Да, Цикловия на 26-ой — это нечто потрясающее!
Уже побывал? Здорово! Заметил оранжевые конусы вдоль всей улицы? Монтаж всего этого — занятие очень трудозатратное. Логистика — ещё один важный аспект Цикловии. В оргкомитете около 1000 человек, но монтаж всё равно начинается в 4-5 утра каждое воскресенье и праздничный день. Например, на 26-ой улице мы каждый раз выставляем более 10 тысяч конусов на 20 км дороги. Не думаю, что в каком-то другом уголке мира кто-нибудь делает что-то подобное (смеётся). Мы каждый раз рано утром устанавливаем, а сразу после 14:00 всё должно быть убрано, так как улица возвращается автомобилям.
Могу узнать, во сколько обходится столь масштабное мероприятие?
Один день проведения Цикловии стоит 60-70 миллионов песо (1-1,2 млн. рублей), в зависимости от запланированных активностей. Это примерно 30 песо (50 копеек) на человека! Даже не 100, всего 30 колумбийских песо, можешь представить?
Есть ещё нестандартные Цикловии. Так, каждый декабрь мы среди недели проводим одну ночную Цикловию (с 18:00 до полуночи). Она стоит немного дороже, но и участие в ней принимают до 3 миллионов человек. На велосипеде там ехать почти невозможно. Целыми семьями люди выходят смотреть различные культурные мероприятия: концерты, театральные выступления и так далее.
Один день Цикловии стоит 60-70 млн песо.
Это примерно 30 песо (50 копеек) на человека.
Разумеется, очень важна поддержка со стороны бизнеса. Например, Цикловия в Боготе поддерживается пенсионным фондом Porvenir и Кока-Колой, которые обеспечивает нас одеждой для оргкомитета и сигнальными дорожными знаками. Это и им и нам выгодно. Город только выигрывает от такого сотрудничества.
Можете дать какие-то советы городам, которые хотели бы организовать у себя Цикловию?
Самое главное, мне кажется, это желание горожан. Они должны сказать: «Слушайте, нам нужно больше свободного пространства и чистого воздуха, мы хотим быть физически более активными!»
Городу нужно ещё уметь видеть долгосрочные перспективы и выгоды, планировать результат на 20 лет вперёд. В Боготе спустя 39 лет мы совершенно точно можем сказать, что программа работает. К тому же, чем больше людей принимает участие, там сильнее она становится, выходя на коммерческий уровень. Городским администрациям стоить видеть в Цикловии не только ношу изменений движения транспорта или борьбу с автомобилистами, но также возможности для бизнеса. Цикловия сама себя очень просто продаёт. К тому же для города от таких мероприятий очень большая польза.
Есть организация Ciclovías Recreativas de las Americas, у которой собраны все данные, показывающие насколько важно создавать в городах Цикловии. В том числе, экономические выгоды. Один колумбийский университет посчитал, что с экономической точки зрения выгода от Цикловии в Боготе составляет более 30 миллиардов колумбийских песо только в области здравоохранения! Жители города более подвижны, меньше заболеваний, связанных с загазованностью и так далее.
Важнее количество километров или наполнение Цикловии?
Я думаю, что всё вместе. Большое значение играет доступность. Бывает, по какой-то причине у нас забирают важный соединяющий отрезок, и Цикловия сразу теряет несколько сотен тысяч участников. За доступность постоянно приходится бороться. А сопутствующие мероприятия можно отдать сторонним организациям. Например, сегодня мы отмечаем День Матери, поэтому на Цикловии будет работать spa-шатёр.
После интервью Франциско подарил мне толстую фото-книгу с историей Цикловии, сел на велосипед и вместе со своим гиперактивным псом влился в поток других велосипедистов. Я же направился в северную часть города к парку El Virrey, где мы планировали позавтракать с представителем Департамента транспорта Хесусом Асеро и Каталиной из Bogotá CycleChic. Ясное дело, они тоже были на велосипедах.
Mateo Arturo
RojasЭто единственное место, где можно забыть о повседневности и на какое-то время убежать от хаоса большого города, такого как Богота, где обычно преобладают нетерпимость и неразбериха. На Цикловии люди меняют своё поведение, начинают уважать друг друга и забывают проблемы на работе или в университете, растворяются в здоровых упражнениях и наслаждаются собственным городом. Короче говоря, Цикловия — это другое лицо Боготы.
Влияние Боготы
или «Здоровая эпидемия»
По словам Франциско Каньона, в мире насчитывается более 500 городов, проводящих Цикловию. В одной только Колумбии их 57. Опыт Боготы переняли почти все страны Латинской Америки, именно здесь мероприятие проводится с наибольшим размахом. Не отстают и другие страны. Цикловия проводится в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, в Ванкувере, Мельбурне и Париже. И хотя названия и содержание во всех городах немного отличается (где-то мероприятие проводится только в тёплое время года), смысл один — закрытие улиц для моторизированного транспорта, а вместо автомобилей — велосипеды и пешеходные прогулки, спортивные и культурные мероприятия.
Жители Боготы влюблены в Цикловию и с гордостью повторяют фразу, звучавшую на радио в 1997 году: «У Боготы нет моря, но есть Цикловия». Гордиться действительно есть чем, феномен распространения Цикловии по миру со скоростью геометрической прогрессии уже прозвали «здоровой эпидемией». Некогда один из самых опасных городов мира смог создать проект, который копируют города более продвинутые и безопасные.
Попытка проведения мероприятия похожего на колумбийскую Цикловию была предпринята в Москве 11 мая 2013 г. На проведение события на 3,5 км перекрытых бульваров было потрачено более 3,5 миллионов рублей. Участие приняли, по разным оценкам от 3 до 10 тыс. человек. К концу лета мероприятие повторили, но с другим названием и содержанием более далёким от оригинального формата Цикловии, оно превратилось в фестиваль субкультур. Остаётся надеяться, что московские власти возьмут пример со своих колумбийских коллег и тоже начнут сворачивать оградительные ленты для повторного использования. Ну, а остальные российские чиновники наконец-то услышат и увидят стремительно растущее велодвижение России.
comments powered by HyperComments6 февраля
2014 годаДень без автомобиля
6 февраля в Боготе пройдёт очередной ежегодный День без автомобиля. С 6:30 утра до 7:30 вечера на всех улицах города будет полностью запрещено перемещаться на собственном автомобиле. Нарушителей ждёт штраф в 308 тысяч песо (около 5500 рублей).
Перемещаться предлагается на общественном транспорте, такси и велосипедах. Кроме того, ряд улиц будут работать в формате Цикловии, по ним можно будет проехать только на велосипеде.
По данным Департамента транспорта Боготы, в этот день останутся дома 1,5 млн. автомобилей.